Для южной экспозиции

Для южной экспозиции рекомендуем следующие:

1. Композиция в напольной керамической вазе серповидной формы. Включает «семью» из трех экземпляров стройного беловолосистого клейстокактуса Штрауса, красиво контрастирующую с ним по окраске хавортию извилистую, на переднем плане — маленькую группу низкорослой светло-зеленой долихотеле деревянеющей и серовато-голубую оскулярию дельтовидную с ниспадающими побегами. Фон — светло-желтый крупнозернистый песок и несколько природных камешков.

2. Композиция в круглой керамической напольной вазе. В центре — древовидная портулакария африканская с красиво поникающими светло-коричневыми побегами и яркими зелеными листьями, на заднем плане — ярко-зеленый гло-тифиллюм, на переднем — серовато-зеленый молочай шаровидный с полегающими четковидно утолщенными стеблями. Слева мелким вкраплением дан ковровый считок компактный. Фон-желтый песок.

3. Композиция в передвижной цветочнице с пластмассовым вкладышем. На заднем плане — голубовато-серый трихоцереус крупнореберный, в основании оттененный ярко-фиолетовой сеткреазией пурпурной, слева у края контейнера — маленькая голубая агава американская. В центре композиции — большой и маленький экземпляры эхинокактуса Груссона с красивейшими желто-золотистыми колючками на ярко-зеленом фоне стебля, справа — мамиллярия вытянутая, на переднем плане в углу — толстянка плауновидная со светло-зелеными восходящими и полегающими укореняющимися побегами. Фон -желтый песок с мелким керамзитом.

Для восточной или западной экспозиции можно рекомендовать следующие варианты.

1. Цветочница из дерева с пластиковым вкладышем на круглой металлической ножке. Включает три вида рода бильбергия: великолепную, бразильскую и Сандерса, на заднем плане — сансевиерия крупная, на переднем — основание посадки украшает декоративная садовая форма сциндапсуса расписного с желто-белыми пестро. :рашенными листьями. Заполнитель — керамзит и мох.

2. Композиция в передвижной цветочнице с пластмассовым контейнером включает высокорослое растение с почти округлыми ярко-зелеными кожистыми листьями -антуриум Андре; молодые экземпляры живописно окрашенных бегонии королевской, бегонии. Композиция имеет ажурный, грациозный вид.

Для северной экспозиции предназначены следующие композиции:

1. Самое высокое растение с крупными темно-зелеными округло-сердцевидными листьями — перец липолистный, средний ярус составляет бемерия крупнолистная со светло-зелеными яркими листьями, нижний ярус — маленький экземпляр аглаонемы варьирующей. В основании композиции посажена микания сельдереелистная — травянистое растение с полегающими стеблями и темно-зелеными бархатистыми листьями. Композиция построена на гармоничном сочетании различных оттенков зелени.

2. Композиция из хвойных растений, посаженных в самодельную деревянную цветочницу. На заднем плане два высоких растения — криптомерия японская, форма элегантная, и садовая форма головчатого тисса костянкового с восходящими ветвями и спирально расположенными листьями. На переднем плане справа головчатый тис Форчуна с горизонтальными и повисающими ветвями, слева желтолистная форма криптомерии японской (молодой экземпляр), между ними карликовая форма ползучего фикуса карликового.

3. Композиция из папоротников включает виды с различным рисунком вай и варьирующей интенсивностью их окраски: нефролепис высокий, вудвардию укореняющуюся, фанерофлебию серповидную, птерис многонадрезной.

Вышеприведенные композиции построены на спокойном гармоничном сочетании формы растений и богатых оттенков зелени, на которых отдыхает глаз. Красивый цветовой эффект создают композиции, включающие пестролистные формы одного вида (кодиеум пестролистный, бегония королевская) или одного семейства, например арендных (диффенбахия, аглаонема, филодендрон, сциндапсус).

Можно создать зеленые уголки, скомпонованные из нескольких секционных контейнеров, нередко разной высоты и формы. Растения для каждого контейнера подбираются таким образом, чтобы вместе они составляли единую композицию. Например, в самый крупный контейнер можно посадить бемерию шероховатую или фатсию японскую, в контейнеры среднего размера — саркококку низкую или красивоцветушую якобинию Поля, в остальных контейнерах создается зеленый покров из зебрины висячей или плюща мелколистного.

В слабо освещенных холлах, в нишах коридоров и в комнатах психологической разгрузки рационально создание миниклиматронов, полностью изолированных от окружающей среды с искусственно регулируемым микроклиматом. Здесь в контейнерах можно держать редкие миниатюрные кактусы или влаголюбивые тропические растения, организованные в композицию «уголок тропического леса», или коллекцию эффектно цветущих узамбарских фиалок.

Если предстоит праздничное оформление интерьера, необходимо подготовить сменную экспозицию с обязательным включением цветущих растений. Из нашей практики можно рекомендовать линейно установленные цветочницы, включающие ярко-красные азалии и нежно-зеленый ажурный аспарагус перистый. В каждой цветочнице — по одной азалии и по три аспарагуса. По отношению друг к другу азалии расставляются в шахматном порядке.

Гораздо сложнее организация крупных зеленых зон — от 10 до 50 м2, в основу которых могут быть положены орнаментальная, рельефная или объемная композиция (в терминах ландшафтной архитектуры). Как пример орнаментальной (силуэтной) композиции можно привести «садик у окна». Он организуется на фоне светового проема, лучше всего у окна. В большом контейнере закрепляют ствол дерева с причудливо изогнутыми ветвями, на котором размещают эпифиты с выразительным силуэтом стебля и листьев. Если позволяет пространство, рядом с деревом устанавливают крупный экземпляр алоказии крупнокорневой, растения с исключительно орнаментальными листьями и стволом. Живописный горизонтальный фон создают из солейролии, перемежающейся с участками из природных камешков, коры, декоративных пеньков и коряг.

Примером рельефной композиции является вариант «пустынный ландшафт», в основе которого лежит использование микрорельефа, искусственно созданного с помощью кусков туфа, вулканической лавы и маленьких насыпных горок. Такая композиция организуется в большом бетонном контейнере, где растения устанавливаются в горшках или других емкостях, а пространство между ними заполняется песком или керамзитом. Растения размещают редко, соответственно естественным условиям, а также с учетом перспективы их роста. Мелкие травянистые растения выращивают в ящиках и, вводя в экспозицию, тщательно декорируют. Варианты видового состава для данной композиции многочисленны. Особенно большой эстетический эффект создают седые колонны клейстокактуса Штрауса в сочетании с голубыми агавами, темно-зелеными гастериями и точечными вкраплениями ярко-зеленых очитков и сеткреазии пурпурной. Если позволяет пространство, можно предусмотреть дорожки для прогулок посетителей, если нет — совсем узкие тропинки для обслуживающего персонала.

Особого искусства требует создание композиции «японский садик», представляющей собой своеобразный уголок для созерцательного отдыха. Японское искусство составления цветочных композиций «Икебана» получило всемирную известность. Японские сады — символические композиции из воды, растений и камней. Это как бы картина живой природы, в которой нашли отражение природные мотивы — озера, скалистые утесы и горы Японии. Обязательные компоненты японского садика: миниводоем (маленький пруд) криволинейных очертаний, через который перекинут горбатый мостик, карликовые растения, выращенные способом «бонсай», замшелые камни, среди которых разбросаны низкорослые растения разнообразных тонких оттенков зелени. Уместны периодические вкрапления цветущих растений — ирисов и хризантем, азалий, а также искусственных цветов — лотоса (доя пруда) и ветки сакуры — японской сливы, ставшей национальным цвегочным символом Японии. Из деревьев и кустарников для данной композиции можно рекомендовать криптомерию японскую, кнпарнсовнк горохоплодный, туевик японский, камелию японскую, ардизию городчатую, мушмулу японскую, бересклет японский, бирючину японскую, а также вьющиеся растения: кадзуру японскую и лигодиум японский; из травянистых напочвенных растений — радею японскую, аспидистру высокую, офиопогон японский, пахизандру верхушечную, камнеломку плетеносную, считок линейный и считок Зибольда. В качестве фона и ограждения композиции можно использовать бамбуковый экран.

При конструировании объемной крупномасштабной композиции растения располагают ярусами. Работая над композицией, озеленитель ориентируется на соответствующие взаимоотношения между растениями в природе. В естественном фитоценозе виды древесного, кустарникового и травяного ярусов взаимно дополняют друг друга. Поэтому и для искусственной композиции нужно подбирать растения с разными жизненными формами: деревья, кустарники и травянистые растения с прямостоячими, вьющимися, ниспадающими или стелющимися побегами. Широко используют приемы, увеличивающие зрительный объем такой композиции: маленький водоем, каменистые и насыпные горки, обилие дорожек с поворотами, создающими иллюзию протяженного маршрута.

При построении микроландшафта, имитирующего уголок тропического леса, садовод-оформитель использует природные камни, пеньки с декоративной корой, сучья, коряги, кору интересной текстуры, мох и торф. Очень эффектно в такой композиции старое дерево, на котором закрепляют эпифиты и вьющиеся растения: живописные розетки бромелиевых, нежные светло-зеленые с ажурными вайями папоротники, изящные рипсалисы, красивейшие геснериевые с бархатистыми листьями.

Важно умело распределить крупные солирующие деревья и кустарники на фоне низких стелющихся травянистых растений, чтобы каждое из них было доступно для обозрения. Большой декоративный эффект создают такие почвопокровные растения, как пилен и пеллионии, пеперомии и фиттонии. Для больших площадей в качестве почвопокровного растения хороша ру-эллия, образующая на родине, в Бразилии, рыхлые куртины под пологом леса. Если позволяет пространство, можно сделать подпорную стенку, которая будет служить фоном композиции и может быть использована для посадки видов, рекомендованных для навесного озеленения. Для этой цели очень подходят куски туфа, которые размещают уступами и затем насыпают грунт для посадки растений. Очень хороши на такой стене папоротники. Самые маленькие из них можно посадить непосредственно в пористую поверхность туфа. Дорожки лучше монтировать из естественного камня разной формы и рисунка.

Варианты фрагментов зимнего сада бесчисленны. Важно знать, однако, что максимальный декоративный эффект композиции достигается не количеством используемых видов, а правильным их подбором и размещением. Значительно усиливает этот эффект применение светильников и в особенности скрытых напольных прожекторов.

Все вышеописанные композиции предназначаются для крупных напольных стационарных контейнеров, но возможен и вариант передвижного зимнего сада, когда нужно оформить временный интерьер.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *